Школа восточных танцев на Бауманской

Школа bellydance рядом с метро Бауманская, Комсомольская и Красные ворота

Наш педагог

Дарья Харитонова Школа восточного танца на Бауманской

Дарья Харитонова преподаватель восточного танца

Восточным танцем Даша Харитонова увлеклась с 2000 года, когда начала заниматься в студии «Арника». Пройдя курс обучения, там же осталась преподавать и преподавала до 2006 года. С 2006 года, как одна из ближайших учениц и приемниц опыта Татьяны Федяевой, начала преподавать в Центре восточного танца им. Нур. на м. Бауманская

В активе Дарьи огромное множество мастер-классов известных педагогов bellydance (Nour, Yasser Al Swery, Farida Fahmi, Yosry Sherif, Khaled Mahmoud, Randa Kamel, Lubna Emam, Saida, Karima, Вирджиния Мендес, Джамиль Аннум, Майоди, Айда Нур, Усама Имам, Махмуд Реда) и фестивалей «Nile Group» и «Ахлан ва Сахлан» («AWS») в Каире

За годы работы с учениками, Дарья Харитонова разработала свою систему обучения belly dance, основанную на позитивном настрое, персональном подходе к каждой ученице и системе разучивания лексики танца с учетом персональных физиологических особенностей строения фигуры.

Дарья Харитонова. Межансе

Из интервью Дарьи Харитоновой, педагога bellydance в Школе восточного танца на Бауманской:

- Почему именно восточные танцы – не go-go, не современные, не бальные?

- Дело случая, так как я выбирала между латино-американскими и восточными танцами, решили с подругой сходить на занятие танцами живота, чтобы не страшно было. Очень понравилось, и я решила остаться. Постепенно занятия «затянули» на столько, что началось углубленное изучение предмета.

После получения второго высшего образования по специальности «педагог-хореограф»  решила продолжить изучение танца живота уже в процессе его преподавания. Я по своей натуре очень ответственно отношусь к своим ученицам и считаю, что только исполнительского мастерства для успешного преподавания хореографии вообще, и тем более специфической восточной хореографии недостаточно. Необходимо понимать физиологию, возрастные особенности учениц, понимать, что им говоришь и что можно от них и ожидать, и требовать.

Распыляясь на многие направления, часто хореографы остаются «на поверхности», так как у них не хватает ни времени, ни сил изучать историю, эстетику, нюансы характерного танца. Если современные направления к этому терпимы – там нет исторической подложки, то в преподавании bellydance такой поверхностный подход чреват минимум некрасивой недоработанной техникой, а максимум – травмами и вредом для здоровья. Отсюда и специализация на одном направлении – только углубившись в него, можно быть уверенной, что  занятия восточными танцами будут не просто приятным времяпрепровождением, но и принесут пользу здоровью.

- Даша, что для Вас значит belly dance, какое место восточные танцы занимают в Вашей жизни?

- Для меня помимо любимой работы, это еще и очень приятное хобби. Бывает так, что в жизни что-то очень нравится, что понимаешь, что это «твое». Мне в танцах живота нравится все – и самой заниматься нравится, и выступать нравится, и преподавать – нравится. Чем больше я занимаюсь и изучаю восточные танцы, тем больше нахожу нового, необычного, интересного. Когда удается нащупать новые педагогические приемы, – объяснить начинающим заниматься bellydance технику и лексику танца так, чтобы было понятно, чтобы было доходчиво, чтобы было больше ответов, чем вопросов, – это настоящая радость преподавателя. Приходится создавать систему преподавания практически с «0», так как танцы живота – это сравнительно молодое направления и такой проработанной системы, как, например, в классическом танце, здесь нет. Объяснение движений, понимание биомеханики, уровень исполнительского мастерства учеников целиком и полностью зависит от преподавателя.

- В чем особенность восточных танцев, если их сравнивать с другими направлениями, которые сейчас популярны, например с тем же стрип-dance, ведь очень многие считают, что belly dance – это тоже в первую очередь танец соблазнения?

- В первую очередь, особенность восточного танца в его аутентичности. Это очень самобытный танец. Конечно, современный belly dance активно меняется, молодое поколение танцовщиц обогащает его множеством движений из других танцевальных направлений. С повышением мастерства танцовщиц, у них появляется возможность использовать все более сложные технические элементы, например, из балета. Но при всем при этом, танец живота остается чисто женским танцем. Женщина может танцевать для аудитории, для единственного мужчины, а может танцевать и с собой наедине. В bellydance на столько много женской энергетики, что этот танец можно назвать одним из немногих медитативных танцев. Он позволяет женщине раскрыть свое женское начало, открыть глубинные слои свой женской сущности. Уже не раз отмечала, что с занятиями bellydance девушки становятся мягче, пластичнее, женственнее. Но, даже если не погружаться в такие философские глубины, главное – не нужно искать партнера, все, что нужно для танца, а именно свое собственное тело, всегда под рукой.

- У профессиональной танцовщицы есть два пути развития карьеры – либо оставаться танцовщицей и совершенствовать свое исполнительское мастерство, либо уйти в преподаватели. Почему Вы для себя выбрали именно вариант преподавательской карьеры?

- Танцовщица как исполнитель может реализоваться только один раз – в своих выступлениях. Преподаватель реализовывается каждый раз в своих учениках. Меня в свое время больше привлекло то, что можно выстроить свою систему объяснения движений и реально своими глазами увидеть результат, очень хорошую отдачу от учеников, как люди, еще несколько недель назад совсем не владевшие своим телом, начинают к нему прислушиваться, им управлять и у них уже начинает получаться.

Мощным стимулом послужило и плачевное положение с восточными танцами в большинстве школ танцев. Походив в начале своего увлечения bellydance по разным школам танца, я убедилась, что в абсолютном большинстве из них нет никакой системы – все сводится к простому подражанию, «делай как я». При этом никто ничего не объясняет. На сколько хватит у ученика смекалки понять, скопировать, повторить, – так он и будет танцевать, но больше, чем элементарное копирование, он на занятиях танцами живота не получит. Очень мало кто из педагогов bellydance выстраивает хотя бы какую-то линию объяснения движений. По мере погружения в танец, мне захотелось поделиться с окружающими своими знаниями. И выяснилось, что преподавание как возможность объяснить затягивает больше, чем выступления на сцене. Хотя, и выступать на сцене, как любой танцовщице, не тоже очень нравится.

- Чем школа восточных танцев на Бауманской отличается от других школ bellydance?

- Во многих школах танца bellydance ведут универсальные инструкторы групповых программ, которые помимо танца живота ведут и стрип, и латину, часто еще и аэробику, и пилатес, из-за чего возникает резонный вопрос – а что могут получить занимающиеся у таких универсалов именно в восточном направлении? Часто занятия восточными танцами у таких преподавателей сводятся к набору базовых элементов, это скорее фитнесс с элементами bellydance. В нашей школе мы посвящаем свое время только изучению bellydance, причем преимущественно направления классического восточного танца, классического rack’s el sharki, стараемся сохранить его аутентичность и не уйти ни в шоу направления, ни в фольклор, а остаться в классике bellydance, как основе основ.

У нас в школе танца дружеская атмосфера. Большинство из тех, кто приходят один раз «посмотреть» остаются здесь надолго. У нас подобрался удивительный коллектив очень положительных людей. За все время моего преподавания людей, которым было некомфортно на наших занятиях, было всего двое или трое. Сейчас основной состав занимающихся практически уже сдружился и каждая встреча на занятиях – это уже не просто встреча преподаватели и учеников, это очередная дружеская танцевальная встреча. Мы шутим, улыбаемся, помогаем друг другу в танце – на занятиях царит непринужденная атмосфера, конечно, не в ущерб дисциплине и учебному процессу.

- Кстати, почему за основу выбран именно rack’s el sharki?

- Именно он наиболее близок исконно русском менталитету, так как несет в себе ощущение и понятие достоянной, гордой женщины. Здесь нет места распущенности и вульгарности. Есть четкое понимание «я танцую и я привлекательна»

- В чем особенность Вашей методики преподавания bellydance?

- В первую очередь – в последовательности. На втором месте – сочетание теории и практики. Мы не только отрабатываем движения. Я очень много рассказываю, объясняю, говорю, что посмотреть по теме занятия дома в Интернете, каких танцовщиц, мы вместе смотрим примеры выступлений в различных стилях, периодически проходят тематические занятия. В планах ввести такие занятия с видеопроектором. Это позволяет наглядно увидеть и сравнить стили различных танцовщиц и найти наиболее близкий для себя, для каждой из учениц индивидуально.

Мы берем элементы из классического танца, чтобы техника выполнения перекликающихся с восточными танцами элементов была правильной: чтобы повороты у нас были по прямой, если нужна прямая, или по кругу, если нужен круг, правильные, уверенные, красивые руки, воспитанные, эстетичные ноги . В самом танце помимо элементов bellydance должна быть еще и эстетика.

Изучаемый материал разложен по годам обучения. В первый и второй год изучения bellydance отличается и система требований. Начинаем мы с самых простых элементов, стоя, никуда не двигаясь, но стараемся не задерживаться на этом этапе, чтобы девушки не привыкали стоять. Танец – это, в первую очередь, движение! И постепенно идем от простого к сложному, добавляя новую технику и лексику танца.

- Девушки, приходящие в школу bellydance, приходят в нее, чтобы научиться танцевать. За сколько времени можно научиться танцевать и чему можно научиться, например, за год?

- Каждый индивидуален, поэтому овладение танцем у каждой танцовщицы происходит по-разному. Кому-то достаточно пары месяцев при регулярном посещении школы bellydance, чтобы освоить азы танца, а кому-то потребуется большее количество времени. Достижения за год зависят от того, на сколько девушка хочет освоить восточные танцы, как много времени и старания она прикладывает к процессу освоения искусства bellydance, как часто она занимается дома, выполняет ли те рекомендации, которые я даю на занятиях. Были случаи, когда человек за полгода доходил от уровня ученика до преподавателя, но это возможно только при максимальной концентрации усилий на освоении танца, – если заниматься каждый день, в том числе и дома, заниматься не по часу, а больше, если танец очень нравится, когда человек буквально погружается в танец, найдя то, что ему по душе.

– Не секрет, что часто в нашей жизни «заниматься восточными танцами» и «танцевать восточные танцы» оказывается совсем разными понятиями. Некоторые занимающиеся годами не ощущают себя способными танцевать. Можно ли научиться именно искусству танца, занимаясь в школе bellydance на Бауманской?

- Научиться можно, но вопрос в том, как танец будет выглядеть… На групповых занятиях я обязательно поправляю каждую ученицу, стараюсь давать материал с учетом индивидуальных особенностей, но это не всегда возможно сделать на 100%, так как занятия проходят в группе, где необходимо уделить внимание каждой ученице.

Групповые занятия необходимы для поддержания формы, для отработки техники танца, но для того, чтобы выйти с выступлением на конкурс, необходимы и индивидуальные занятия, которые в нашей школе bellydance тоже есть.

– Как часто необходимо заниматься танцами живота, чтобы просто поддерживать физическую форму, и как часто необходимо посещать занятия bellydance, чтобы продвигаться в освоении танца?

- Когда девушки приходят на восточные танцы, чтобы поддержать физическую форму, то чаще всего они под этим подразумевают желание похудеть, выпрямиться, но оно не означает роста в танце в профессиональном плане. Для этого достаточно посещать занятия 2 раза в неделю. Да, физическая форма будет улучшаться, но продвижения в танце ожидать при этом не приходится. Это весело, это задорно, под интересную музыку, на уроках постоянно происходит что-то новое. Большинство наших девушек уже попробовали фитнесс, пилатес, йогу и хочется чего-то более радостного, беззаботного, что не только приводит тело в порядок, но и веселит душу. В большинстве видов танца нужен либо партнер, либо специальное оборудование типа шеста. В bellydance никаких партнеров, шестов, специальной обуви – ничего этого не нужно, достаточно умения владеть собственными бедрами.

Для того, чтобы совершенствоваться в искусстве танца, необходимо заниматься как можно чаще, с максимально доступной регулярностью. Почему мы смотрим на педагогов bellydance и понимаем, что они очень хорошо двигаются, – секрет прост: они танцуют каждый день, с завидной регулярностью повторяя одни и те же движения, от простых до самых сложных. Не зря же существует в народе поговорка, что 10 раз объяснишь, – и сам поймешь. Часто на самом деле через объяснение приходит доскональное понимание того, что ты делаешь, каким образом работают те или иные мышцы. Обладая опытом постоянного выполнения движения, легче объяснить другому человеку, что он должен сделать, а самое главное, что должен почувствовать в этот момент.

– В чем миссия Вашей школы bellydance, какую задачу Вы ставите перед собой как педагог на занятиях?

- В первую очередь перед собой я ставлю задачу разработки системы обучения восточному танцу. Создание единой, простой и логичной системы объяснения с нуля новичкам bellydance, так как на сегодня такая система, как мы видим в балете или народном танце, в bellydance, к сожалению, пока отсутствует

– Что делать девушке, которая хочет заниматься bellydance, но в начале плохо получается,  и вдруг от своего педагога или кого-то более опытного слышит, что ей не дано освоить этот танец? Не секрет, что от некоторых даже именитых педагогов можно время от времени услышать такие высказывания. Правда ли, что восточные танцы дано освоить далеко не каждому?

- В 97 % случаев это ошибка педагога и недостаток его компетентности именно как педагога. Непонимание каким именно образом выполняется то или иное движение, недостаточное осознание собственной пластики со стороны педагога ведут к таким скоропалительным выводам, когда по сути вина с больной головы валится на здоровую. Не каждая талантливая исполнительница bellydance становится таким же талантливым педагогом. В то же время, замечательный педагог не обязательно в прошлом является звездой олимпа восточного танца, хотя, конечно, профессионализм обязателен. Лучше всего в подобной ситуации искать нового педагога bellydance, того, кто найдет к Вам подход и сможет Вам объяснить. Тех людей, которым действительно «не дано» – очень мало. За 10 лет моего преподавательского стажа bellydance мне встретилось всего трое таких людей. «Вам не дано», – это очень громко и даже грубо звучит, у девушек падает самооценка и пропадает желание заниматься дальше, хотя чаще всего подобные заявления не имеют под собой никакого основания. Научить танцевать восточные танцы можно любого, главное, как к этому подойти.

- Какие ограничения существуют при занятиях bellydance – по возрасту, по весу, по телосложению?

- Никаких ограничений по возрасту для занятий восточными танцами не существует, но необходимо учитывать возрастные особенности и свою физическую подготовку. Тело просто не позволит сделать больше, чем оно способно сделать на сегодняшний день. Прелесть восточного танца в том, что в самом начале его освоения ученики практически стоят на месте – нет прыжков, нет бега, нет резких движений, – возможность получить травму минимальна.

Ограничений по весу также не существует для занятий восточными танцами, так как отсутствует ударная нагрузка, нет прыжков. Bellydance – это не аэробика, которая должна быть противопоказана людям с большим весом из-за значительной ударной нагрузки в первую очередь на коленные суставы, и в дальнейшем выливается в проблемы с позвоночником. Чем больше вес, тем спокойнее должны быть движения в начале занятий. Восточный танец как раз и позволяет начать с малой амплитуды движений и продвигаться постепенно, наращивая интенсивность.

Естественно, что женщинам, у которых в прошлом были серьезные травмы позвоночника, переломы, лучше его не тревожить, и перед началом занятий даже восточными танцами необходимо проконсультироваться с врачом. Танцы живота очень благотворно влияют на позвоночник благодаря своим мягким, плавным движениям, увеличивается гибкость и подвижность, но при проблемах со спиной заниматься необходимо очень аккуратно и под руководством опытного педагога.

Также особое внимание требуется к своему телу после недавно перенесенных полостных операций, хотя иногда в послеоперационный период сами врачи рекомендуют делать тряску, чтобы образовавшиеся спайки быстрее рассосались или чтобы предотвратить их образование, так как движения при тряске фактически равноценны воздействию вибрационной платформы в кабинете физиотерапии.

- Планируется ли в школе танцев живота расширение расписания занятий и появление таких модных ныне направлений как сальса-bellydance?

- Мы ратуем за классику, за ракс-эль-шарки, за сохранение чистоты стиля восточных танцев. Естественно, что любой танец развивается, но часто за внешним развитием теряется сам смысл танца. Гонясь за попытками осовремениваниями и новыми элементами, легко можно потерять характер восточного танца, его суть, присущую ему манеру исполнения.

Например, мне приходилось слышать от коллег – педагогогов сальсы, прибывших в Россию с Кубы, о том, что танцуется под названием сальсы в Москве, на Кубе называется стилем диско. Это абсолютно не связанные друг с другом стили танца. К счастью, по восточным танцам сейчас проходит много мастер-классов, когда приезжают педагоги – египтяне, носители восточной культуры, и это позволяет не потерять верный вектор развития восточной танцевальной культуры.

В последнее время появилась тенденция у некоторых танцовщиц превращать все танцы в шоу. Безусловно, шоу – зрелищно, но все должно быть уместно. Если номинация на конкурсе или фестивале называется «классика» или «фольклор», то видеть в них откровенные шоу номера, по меньшей мере, странно. Даже часть педагогов не отдают себе отчет в том, ориентируясь на какие критерии судить ту или иную номинацию. А если не знаем мы, преподаватели восточного танца, то откуда же будут знать наши ученики.

- Кого Вы ждете на своих занятиях?

- Практически всех! У меня очень много учеников, кто до посещения нашей школы bellydance вообще не занимался ничем, кроме уроков физкультуры в школе. Часто в школу восточных танцев приходят женщины, у которых дети уже выросли и появилось время на себя, на свое хобби, на любимое занятие. Восточные танцы очень хорошо подходят и для восстановления физической формы, и душевного равновесия, обретения гармонии с самой собой в этом новом состоянии.

- А если восточные танцы захочет освоить девушка, которая до этого занималась другим танцевальным направлением, сложно ли переучиться?

- Единственное, с чего сложно переучиваться – это с классики. Балет имеет свою специфику, мышцы во время классического танца приучаются держать таз ровно, корпус ровно, а у нас, на восточных танцах, все наоборот. Конечно, классическая хореография много дает тем, кто изучает восточный танец, но в этом случае лучше сначала начать заниматься восточными танцами, а уже затем классикой, но не наоборот, так как очень тяжело будет переучиться, расслабиться, осознать свои бедра и начать ими работать в танце.  То же самое происходит и с корпусом.

- А как Вы относитесь к тем девушкам, кто раньше занимался bellydance в другом месте, и решил перейти к Вам?

- Новый педагог – это всегда новая техника подачи материала и новые требования. В этом как раз и минус отсутствия единой системы преподавания bellydance. Вы приходите в одну школу – там одна программа, приходите в другую – и все совершенно по-другому.  В любом случае, предыдущий опыт обучения благотворно сказывается на быстроте усвоения нового материала, но потребуется некоторое время для адаптации. В первую очередь, и это я стремлюсь донести до каждой ученицы нашей школы восточных танцев, необходимо найти себя в танце, а задача педагога – ни в коем случае не ломать, а наглядно и просто объяснить. При необходимости, показать, что такой вариант исполнения – более правильный, более комфортный, более техничный, и рассказать почему.

- Как Вы поддерживаете свою квалификацию?

- Во-первых, регулярно посещаю мастер-классы, в первую очередь стараюсь попасть на мастер-классы к носителям культуры bellydance, к египтянам. Участвую в конкурсах, сама до сих пор индивидуально занимаюсь с педагогами, беру постановки, так как очень важно помимо своего собственного взгляда на свое тело и танец, важен и взгляд со стороны, который помогает заметить и открыть в себе неожиданные стороны. Интересен новый взгляд на себя со стороны, существенно то, какие ошибки замечает мой педагог в моем танце, так как все мы их совершаем время от времени и зачастую не можем сами на себя посмотреть со стороны. Даже если ошибаемся, то существует искушение простить ошибку самому себе, а вот педагог ее обязательно подметит, и наша задача в конструктивном восприятии критики как отправной точки дальнейшей работы над собой. Я до сих пор учусь, не смотря на то, что уже давно сама преподаю, и мне это нравится.

- Очень много сейчас говорят о Russian bellydance, о российском беллидансе… Существуют ли на самом деле отличия в том, как танцуют восточные танцы в России и как танцуют их в том же Египте?

- В принципе, такое мнение не лишено основания. Как сказала одна из египетских педагогов на своем мастер классе: «Вы все танцуете одинаково». Ни для кого не секрет, что в каждой стране вырабатывается своя стилистика танца – в России она одна, в Испании – другая, в Японии – третья, в Китае – четвертая. Посмотрите на танцовщиц из США – у многих из них вы обнаружите характерный стиль восточного танца с излюбленными поворотами головы, позами. С одной стороны, это хорошо, так как демонстрирует популярность восточных танцев, сам танец обогащается новыми элементами. С другой стороны, очень легко потерять сам смысл танца, его суть. Особенно это характерно для нас, русских. Мы – натуры увлекающиеся и у нас часто отсутствует чувство той грани, за которую заходить нельзя. Существуют некие «каноны» египетского, которые определяют как танцевать можно, а как – нельзя. Хотя на данный момент строгой систематизацией и описанием этих самых канонов исполнения классического восточного танца, как это сделано, например, для балета или русского народного танца, пока никто не занимался, и скорее все дозволенности и ограничения лежат в области «принято» и «не принято». Но то, как «принято» гораздо проще почувствовать коренному жителю любой страны или хотя бы при более-менее длительном погружении в культуру, чем живя в совершенно другой культурной среде. Нам тоже проще интуитивно понять, как танцевать «Калинку-малинку», чем baladi. Ведь восточные танцы исполняют все по-разному в первую очередь из-за недостатка информации и, повторюсь, отсутствия единой системы преподавания танца. Конечно, сейчас этой информации стало в разы больше, но до той систематизированности, которая есть в классическом танце, нам еще далеко.

- Тогда что делать девушкам, увлекающимся bellydance, чтобы приблизить свою манеру исполнения к «правильной»?

- Из доступных всем способов, в первую очередь я бы порекомендовала смотреть на выступления танцовщиц-египтянок. Может быть, их техника не так богата, но они несут тот дух, который мы называем «арабизмом». Своим ученицам я советую в первую очередь знакомиться с творчеством таких великих танцовщиц как Сухир Заки, Тахия Кариока, Самия Гамаль и других исполнительниц того времени. Из современных танцовщиц очень интересна своей подачей и техникой египтянка Азиза, безусловно – Ранда. Наша соотечественница – Татьяна Федяева – внесла огромный вклад и в развитие танца, и в его популяризацию. Благодаря ей, в том числе, у нас в России такие сильные танцовщицы. У нас на самом деле очень сильные танцовщицы bellydance, так как на большинстве каирских фестивалей в призовой тройке обязательно есть танцовщица из России или стран СНГ.

Научиться танцевать «по-египетски» тоже можно. Достаточно посмотреть на ту же Маргариту Дарьину – ярчайший пример исполнения восточного танца в египетском стиле. И другие наши девушки постепенно осваивают это тонкое искусство. Большое дело в этом плане делает Татьяна Федяева со своей командой, которая как никто другой организует большое количество мастер-классов педагогов-иностранцев, не смотря на все сложности этого процесса, за что ей огромное спасибо.

Категории

Ссылки


Мета